5 Принципов Грамотного Карьериста

Сегодня модно быть предпринимателем. Стартапы, самозанятость, ставить все, разоряться и начинать с начала. Мощная каста инфо-бизнесменов только подливают масла в огонь. Бизнес-Молодость зомбирует лозунгами, Портнягин вгоняет курьеров в долги. А профессия менеджера тем временем переживает кризис жанра. Работать в офисе, ездить на кредитном фокусе, перекладывать скрепки — вот предел мечтаний современного белого воротничка. А ведь в России, для успешной карьеры нужно самую малость. В этом посте я постарался кратко изложить 5 Принципов Грамотного Карьериста. Они простые для понимания и позволят спокойно добраться до индивидуального уровня жизни, даже не снившегося 9 из 10 стартаперам. Поехали.

Предисловие.

Почему я постоянно говорю о карьере? Все очень просто. Карьера — это главный фактор в вашем инвестиционном успехе. Чем больше денег вы зарабатываете, тем больше вы откладываете, тем лучше ваш инвестиционный результат. Ощутимо преумножить деньги инвестициями можно только после 20 лет упорных накоплений. Копить на отказе от кофе — путь к грусти и экзистенциальному кризису. Поэтому просто сконцентрируйтесь на карьере. Как? Вот вам мое видение процесса. Я называю их: 5 Принципов Грамотного Карьериста.

5 Принципов Грамотного Карьериста

Принцип 1: Говори на языке тактического противника.

Можете плеваться сколько угодно, но знание английского языка, сегодня, это основное условие. Дело даже не в пресловутом “нужно уметь общаться с иностранными партнерами”. Все значительно проще.

Запад — это и культурный и бизнес центр современного мира. Все идеи приходят к нам (и в другие страны) оттуда. В прошлом — такими центрами были страны Европы. Если помните из курса школьной литературы, когда-то в высшем свете так же обязателен был французский язык. Выделяться на фоне серой планктонной массы просто — достаточно первым выцеплять из информационного потока новые идеи. Откуда взять новые идеи? Правильно — из западного медиа-пространства. То, что там уже опробовано и 10 лет как работает, для нас — практически нанотехнологии. Не говорите по-английски? Будете получать только переработанный и пережеванный материал полный субъективизма (типа моего блога). Да еще и с запозданием.

В наблюдениях тренера и социолога Дениэля Чамблисса (Daniel Chambliss), рассказывается как профессиональные пловцы улучшали свои результаты не столько за счет более упорных тренировок, сколько за счет смены обстановки: нового тренера, друзей, команды и тп. Ключевой характеристикой здесь является то, что тренер, например, работает с пловцами более высокого уровня, у друзей больше концентрации, а команда оказывает качественную поддержку. Менялись социальные ориентиры. Для нас, открытие доступа к западным источникам оригинальной информации — это и есть качественная смена обстановки. Стоит ли упоминать сколько крутых нонфикшн книг не переводится на русский язык?

Принцип 2: Проактивность и профессиональный эгоизм.

Исполнительность — это не просто “дали задание, пошел и сделал”. Это “дали задание — пошел и сделал в 2 раза больше, дал сам себе задание, предугадав мысли босса, и это тоже сделал, пришел отчитался не когда позвали, а когда закончил и дал еще 3 идеи что делать дальше”. У нас про таких людей говорят “выслуживается” или “жополиз” смешивая понятия, пытаясь погасить конкуренцию.

Во-первых таких мудаков не надо слушать. А во-вторых, чтобы реально не скатиться в целование жоп можно использовать одну ментальную модель — а именно Стратегию Холста. Подробно про данную стратегию можно послушать в подкасте Тима Феррисса при участии Райана Холидея. Там всего 15 минут, которые изменят навсегда ваше отношение к подчинению в работе.

Другими словами, Исполнительность — это про то, что нужно быть в равной степени обязательным, проактивным и аккуратно профессионально эгоистичным.

Принцип 3: Изучай и используй Ментальные Модели.

Ментальные модели — звучит для нашего читателя как эзотерика, а на западе это нормальное понятие. Ментальная модель — это представление отдельного человека о том как что-то работает. Ментальные модели приходят к нам, в основном, из опыта. Но самые знаменитые — это истины, которые многие десятилетия назад были выведены людьми гораздо более умными чем мы.

Например Бритва Хэнлона, которая говорит о том, что в большинстве негативных случаев связанных с другими людьми, причиной является банальный человеческий идиотизм, а не срежиссированный заговор. Или понятие, что Карта — это не Территория, которое напоминает нам, что любая модель — это всего лишь модель, в ней бывает много неточностей. И если бы карты были столь точны, как реальная территория, которую они изображают — они бы были размером с эту территорию.

Таких моделей у человека может быть огромное множество. Фишка в том, чтобы собирать и пользоваться только по-настоящему рабочими, проверенными временем моделями. Это экономит время и усилия. А если вы прилежный ученик — то сделав их частью своей рабочей и жизненной философии, рискуете прослыть не по годам мудрым человеком в свои 30 лет. К ментальным моделям я еще вернусь в своем блоге, разберем их подробнее, с примерами.

Принцип 4: Будь хорошим парнем.

Вежливость не принято выделять как качество современного профессионала. Поколение, воспитанное на Докторе Хаусе, считает своим долгом хамить и быть надменным засранцем. Разница только в том, что 99.5% людей, которые берут за основу данную модель поведения, не стоят ничего как специалисты. В итоге с такими людьми предпочитают не работать, а их мнение игнорировать. Проще не связываться. Заканчивается все недовольным бурчанием, что вокруг одни мудаки. Сам мудак.

Быть вежливым — это значит отбросить российскую модель “пусть сначала он мне докажет что он нормальный человек, а потом я буду с ним уважительно общаться” и начинать с западной “все люди нормальные и заслуживают уважения, пока не докажут обратное”.

Вне зависимости от того, насколько вас кто-то раздражает, особенно в профессиональном окружении — вы должны быть максимально дружелюбны и конструктивны. Слышать, пытаться понять в чем позиция оппонента, какие точки соприкосновения в ваших мнениях могут помочь придти к общему знаменателю. В конечном итоге — от конфликта всегда лучше уйти, чем ввязаться в драку. Никто не строил по-настоящему прочных карьер на конфликтах и войнах.

Еще одно качество, которое я отношу к вежливости — это likeability. Способность нравиться. Быть хорошим парнем для всех, а не только для своей мамы — это навык. Который так же нужно развивать. Хороших парней чаще двигают по службе, когда встает соответсвующий выбор.

С девушками все немного сложнее. Не уверен, что квалифицирован давать советы, но, по наблюдениям, нужно быть отъявленной сукой, чтобы тебя воспринимали всерьез. Такое вот гендерное равенство у нас.

Принцип 5: Рост ничего не значит.

Наконец добрались до удачи. Удача делится на две категории. Лотерея и карма.

Лотерея играется один раз при рождении. Родиться в нужном месте, в нужное время, в нужной семье. Вопреки убеждениям, и все мы свидетели, успеха в жизни это не гарантирует, но создает достаточно прочный фундамент. Как минимум, на корпус-два от конкурентов, вы вырываетесь вперед на старте. Но дальше, все качества пирамиды, описанной здесь нужно достроить. Может в другом порядке. Пирамида для них выглядит вот так.

5 Принципов Удачливого Карьериста

Вот еще вам мысль для размышления. Миллионы людей с ростом под 2 метра. А звезд NBA среди них единицы. Майкл Джордан даже высказался на эту тему в лучшей рекламе в истории.

Карма — это рукотворная удача. Переводить бабушек через дорогу не обязательно. А вот последовательно, день за днем, творить свою удачу за счет упорного труда, грамотного нетворкинга, способности нравиться, мудрости не по возрасту, открытости к новому — это и приводит к “моменту истины”.

Каждый успешный человек помнит свой момент истины, когда он говорит, где ему “повезло”. Это крупный заказ, важная встреча, ключевой проект, после которого “пошла жара”. Впечатление, что это и есть удача, правда? Нет. Крупный заказ нужно получить. Абы кому его не дадут. На важной встрече нужно понравиться достаточно, чтобы сильный мира сего, который может вершить судьбы, вас запомнил. Проект еще нужно не завалить, а без нашей пирамиды, вы его завалите даже не начав.

Принимать эту пирамиду на веру, естественно не стоит. Но это моя ментальная модель, которую я применяю, когда думаю о ключевых элементах успеха своей карьеры. Конечно, есть несколько “мета” факторов. Вроде компании, в которой вы работаете. Насколько велики там перспективы для роста? Это компания из 50 человек или 20 тысяч человек? Или, если вы решили начать применять эту модель, как быть с багажом прошлых лет? Все эти вопросы требуют ответов и некомфортных решений. В вопросах карьеры нет ничего простого. Кроме моей пирамиды.