Tesla Model S — инвестиция лучше, чем акции компании?

Первые существенные деньги я инвестировал в Теслу, Яндекс, Apple и другие хайповые бумаги 2013 года. Не все компании, которые торгуются на рынке, это хорошая инвестиция. Да, у компании может быть крутой продукт. Но бизнес может быть провальным и в шаге от банкротства. Тесла как раз из таких.

Эта история ничем печальным, для меня, не закончилась. А вот хобби следить за хайповыми, но потенциально мертвыми компаниями осталось. Тесла привлекает прежде всего своим основателем, который регулярно выдает потрясающие мысли.

Например, Илон Маск считает, что его машины это не пассив, а актив. Актив — это то, что зарабатывает деньги для владельца. Пассив — это то, что постоянно требует денег не возвращая ничего взамен. 

Машина — это классический пример пассива. Она теряет в стоимости потому что стареет. Ее регулярно нужно обслуживать и заправлять чтобы она продолжала ездить. Как машина может стать активом? Ее можно сдать в аренду. Именно это и хочет сделать Маск. 

Многие теслы оборудованы FSD — Full Self Driving, который Маск планирует активировать где-то в следующем году. Как только это случится, по мнению Маска машины тут же подскочат в стоимости. Потому что теперь, пока вы на работе, машина сможет самостоятельно гонять по городу и подрабатывать для вас таксистом. 

Мысль интересная. Машина станет активом, если ее перепродажная стоимость плюс чистая прибыль от эксплуатации будут выше, чем стоимость у дилера. Но есть несколько проблем.

Для начала, перепродажная стоимость теслы ни чем не отличается от стоимости машины на ДВС. То есть машина теряет треть при покупке и еще треть при эксплуатации. На сайте теслы Model S с вменяемым пробегом стоит от 39 до 43 тысяч долларов. За машину, которая стоит 100 тысяч новой. 

Если представить что та же Tesla S будет таксовать по 6 часов в день, примерно понятно каким будет пробег и состояние салона. Есть подозрение, что люди в автономных такси будут вести себя чуть менее прилично, чем в машинах с водителем. 

Я с удовольствием посмотрю на того, кто попробует заставить эту схему работать. Я настроен скептически. 

Владение собственным транспортом для современного поколения — это скорее проблема, а не благо. А мы не любим проблемы. Зато такая услуга, как мойка для автономного транспорта — будет востребована при любом раскладе. Если бы я и использовал FSD, так это чтобы отправить свою малышку на спа процедуры и подогнать ее прямо к крыльцу офиса в конце рабочего дня. 

Продается тесла. Пробег реальный. В салоне не ели и не курили. Миллениалов не возили. 

Еще почитать про Маска