Марк Менсон — The Subtle Art of Not Giving a Fuck

На главной странице блога Марка Менсона написано следующее:

Кто-то говорит что я идиот. Кто-то говорит, что я спас их жизнь. Прочитайте и решите сами.

Ну что ж, у меня дальний перелет. Сейчас мы все узнаем.

Бестолковое название.

Название книги трудно перевести на русский язык. Я думаю поэтому ее еще не издали у нас.

Тонкое искусство не переживать? Хорошо, но выражение don’t give a fuck имеет вполне определенную смысловую окраску, вроде «меня это не еб*т». Поэтому издатели сидят и думают: «Как бы так перевести, чтобы никому обидно не было?» Ни автору, ни читателю.

Ах английский язык. Ты скуп, но прекрасен в своей гибкости.

Бестолковое содержание.

А как у книги с содержанием? Заявка-то серьезная.

Спешу вас огорчить, книга слабая. Я не понимаю как она получила такой рейтинг и стала бестселлером NY Times.

Автор долго и упорно ходит вокруг да около своей жизненной философии, употребляя слово fuck настолько часто, что от него начинает рябить в глазах.

Хорошие мысли и идеи приходится буквально выискивать. Не то чтобы их там совсем не было. Но в книге столько воды, что я начинаю понимать почему экологи переживают за уровень воды в Байкале.

Пережеванный стоицизм.

Я не считаю себя большим поклонником философии стоицизма. Но все, что эта книга из себя представляет — и есть некоторые концепции древних стоиков.

Кстати автор не упоминает эту философию. Умышленно или нет, но факт остается фактом. Поэтому я просто перечислю основные идеи книги, которые помогут вам сэкономить 15 долларов.

Имейте четкое представление о своей сфере контроля.

Стоики выделяют три основных сферы контроля.

  1. То, что вы непосредственно контролируете;
  2. То, что вы частично контролируете;
  3. То, что вы никак не контролируете.

Тем не менее, человеку свойственно переживать обо всем. Вне зависимости от того, может он повлиять на конечный результат или нет. А если вы не влияете на результат — почему вы переживаете? Зачем изводите себя? Если это либо случайность, либо решения других людей?

Отношение к событию зависит исключительно от вашей интерпретации.

Вы не можете повлиять на факт возникновения какого-то события. Но это событие все равно возникло. Например это какая-то тяжелая болезнь.

Нормальной реакцией было бы уныние и бесконечные тирады на тему «почему я?», «за что мир (бог) меня так ненавидит?». Это потому что вы интерпретировали это событие как негативное. И хоть вы не контролируете само событие — вы контролируете свою реакцию.

Стоики (и Марк Менсон) предлагают именно на этом и концентрироваться. Да, событие произошло. Вся наша жизнь состоит из неприятных событий. Это может и не приятное заявление, но оно на 100% верное. Нет беззаботных жизней. Вместо того, чтобы бесполезно убиваться и успокаивать себя таким неочевидным способом — интерпретируем событие по-другому.

Для человека, практикующего стоицизм — это испытание как повод проверить силу его философии, проверить сможет ли он не поддаться унынию и вынести из ситуации рациональное зерно.

Потому что нет ничего более деструктивного для личности, чем изводить себя вопросами, на которые нет и не может быть ответа.

В сухом остатке.

Все. Больше там ничего нет. Анекдоты, вода и fuck fuck fuck fuck…

Если хотите прочитать что-то более существенное — я бы порекомендовал книгу — A Guide to the Good Life — автор Вильям Ирвин (William Irvine). Книга полна прекрасных идей от величайших философов древности. И не смотря на то, что эти мысли были записаны тысячелетия назад, читая их сегодня, я был поражен, насколько они соотносятся с современной реальностью. Даже с учетом технологий и социальных изменений. Это завораживает.