На главной странице блога Марка Менсона написано следующее:
Кто-то говорит что я идиот. Кто-то говорит, что я спас их жизнь. Прочитайте и решите сами.
Ну что ж, у меня дальний перелет. Сейчас мы все узнаем.
Бестолковое название.
Название книги трудно перевести на русский язык. Я думаю поэтому ее еще не издали у нас.
Тонкое искусство не переживать? Хорошо, но выражение don’t give a fuck имеет вполне определенную смысловую окраску, вроде «меня это не еб*т». Поэтому издатели сидят и думают: «Как бы так перевести, чтобы никому обидно не было?» Ни автору, ни читателю.
Ах английский язык. Ты скуп, но прекрасен в своей гибкости.
Бестолковое содержание.
А как у книги с содержанием? Заявка-то серьезная.
Спешу вас огорчить, книга слабая. Я не понимаю как она получила такой рейтинг и стала бестселлером NY Times.
Автор долго и упорно ходит вокруг да около своей жизненной философии, употребляя слово fuck настолько часто, что от него начинает рябить в глазах.
Хорошие мысли и идеи приходится буквально выискивать. Не то чтобы их там совсем не было. Но в книге столько воды, что я начинаю понимать почему экологи переживают за уровень воды в Байкале.
Пережеванный стоицизм.
Я не считаю себя большим поклонником философии стоицизма. Но все, что эта книга из себя представляет — и есть некоторые концепции древних стоиков.
Кстати автор не упоминает эту философию. Умышленно или нет, но факт остается фактом. Поэтому я просто перечислю основные идеи книги, которые помогут вам сэкономить 15 долларов.
Имейте четкое представление о своей сфере контроля.
Стоики выделяют три основных сферы контроля.
- То, что вы непосредственно контролируете;
- То, что вы частично контролируете;
- То, что вы никак не контролируете.
Тем не менее, человеку свойственно переживать обо всем. Вне зависимости от того, может он повлиять на конечный результат или нет. А если вы не влияете на результат — почему вы переживаете? Зачем изводите себя? Если это либо случайность, либо решения других людей?
Отношение к событию зависит исключительно от вашей интерпретации.
Вы не можете повлиять на факт возникновения какого-то события. Но это событие все равно возникло. Например это какая-то тяжелая болезнь.
Нормальной реакцией было бы уныние и бесконечные тирады на тему «почему я?», «за что мир (бог) меня так ненавидит?». Это потому что вы интерпретировали это событие как негативное. И хоть вы не контролируете само событие — вы контролируете свою реакцию.
Стоики (и Марк Менсон) предлагают именно на этом и концентрироваться. Да, событие произошло. Вся наша жизнь состоит из неприятных событий. Это может и не приятное заявление, но оно на 100% верное. Нет беззаботных жизней. Вместо того, чтобы бесполезно убиваться и успокаивать себя таким неочевидным способом — интерпретируем событие по-другому.
Для человека, практикующего стоицизм — это испытание как повод проверить силу его философии, проверить сможет ли он не поддаться унынию и вынести из ситуации рациональное зерно.
Потому что нет ничего более деструктивного для личности, чем изводить себя вопросами, на которые нет и не может быть ответа.
В сухом остатке.
Все. Больше там ничего нет. Анекдоты, вода и fuck fuck fuck fuck…
Если хотите прочитать что-то более существенное — я бы порекомендовал книгу — A Guide to the Good Life — автор Вильям Ирвин (William Irvine). Книга полна прекрасных идей от величайших философов древности. И не смотря на то, что эти мысли были записаны тысячелетия назад, читая их сегодня, я был поражен, насколько они соотносятся с современной реальностью. Даже с учетом технологий и социальных изменений. Это завораживает.
Все так! 99% т.н. мотивирующей литературы и литературы для саморазвития — композиции из давно изобретенных велосипедов, многословных анекдотов и заклинаний.
После прочтение вашей статьи сложилось впечатление, что мы читали разные книги 🙂 Я тоже интересуюсь стоицизмом в частности и философией в общем, но почерпнул много интересного из книги Мэнсона. Да и главное, вы-то не упомянули в своей рецензии — книга о ценностях на самом деле. Автор считает, что люди чересчур парятся из-за того, что приоритезируют неверные ценности. Как пошутил Марк в одном из подкастов, если бы он название книги было связано с ценностями, то ее бы никто не купил. Более развернутое саммари на моей сайте.
Богдан, все верно. Так иногда бывает, книга одна, а восприятие разное.
Наверное меня задело то, что автор не упоминает стоицизм, не делает к нему отсылок, хотя все, что он рассказывает — прямая калька.
Тот же Райан Холидей вызывает гораздо больше уважения, потому что не претендует на какие-то новые истины, а открыто говорит, что его работа — это просто еще раз пересказать то, что было сказано сотни лет назад.
Книга супер! Удивлена такой оценкой.
Тонкое искусство пофинизма.
Как волноваться только том, что этого действительно стоит.
Как перестать париться из-за фигни (и начать париться о важных вещах)
И т.д.
Короче, автор, слабенько у тебя с английским.
Vot Vot 🙂 Slozhno perevesti emu bilo ehehehe