По данным из отчета IEA субсидии в ископаемые источники энергии снова пошли в рост. И для всех, кто переживает за наше будущее это тревожный сигнал.
Отмена субсидий на ископаемое топливо считается одним из самых простых и эффективных шагов на пути к чистому светлому будущему. Учитывая, что эти субсидии в основном носят характер политический и социальный — я с трудом представляю какое здравомыслящее правительство готово на такой шаг. За примерами далеко ходить не надо. Недавно только закончилось веселье во Франции.
Где отмена субсидий может сработать?
В самом отчете есть еще интерактивная картинка с ценами на топливо. Россия почетно внизу рейтинга. В Норвегии все уже давно перешли на электромобили. Во Франции протесты. Все логично.
Вообще Норвегия это интересный кейс. Благодаря комбинации из конских субсидий на электромобили и заоблачных цен на бензин, народ сам стал потихоньку переходить на EV. Почти половина всех проданных в Норвегии машин в 2018 году были EV или plug-in гибриды.
При этом 96% электричества Норвегия получает из гидроэлектростанций. Что недвусмысленно намекает, что страна грамотно воспользовалась своими природными преимуществами. Зная это, мотивация перевести всю страну на EV понятна. Электричество экспортировать сложнее, чем углеводороды. Поэтому вариант освободить максимум ресурсов для торговли выглядит абсолютно оправданным.
Но найти еще страны с такой комбинацией естественных преимуществ достаточно трудно. Можно сказать, что Норвегия живет в будущем только потому, что это самый выгодных для них, как для страны, вариант. Вторая по доле продаж EV страна — Исландия. Все электричество в Исландии тоже 100% ВИЭ — комбинация из геотермальных источников и гидроэнергетики.
Возвращаясь к вопросу субсидий, мне видится так, что далеко не везде идея отмены субсидий на ископаемое топливо в пользу субсидий на ВИЭ будет работать. А перенести субсидии куда-то все равно придется. Иначе люди выйдут на улицы. Учитывая, что не все ВИЭ одинаковы, нужен более адекватный и сбалансированный подход. Например субсидии для проектов на ископаемом топливе для закрытия потребностей peak-load и времени когда ВИЭ не работают по естественным погодным условиям, вместо прямых субсидий на топливо, которое может быть использовано где угодно. Или существенные субсидии в атомную энергетику.
Систему надо настраивать. И пример Франции, говорит о том, что люди хотят изменений, но не в ущерб их собственным интересам.