Артем Кирсанов, 17-летний школьник из Красноярска явно «got his shit together» и «has everything figured out». Если кто не читал интервью с ним, рекомендую. Не то, чтобы там были какие-то серьезные мысли или что-то такое, но вспоминая себя в 17 лет, мне становится немного не по себе.
Почему я не Артем Кирсанов?
Школьник Артем Кирсанов участвует в конкурсе на грант на обучение в любом вузе мира от Мильнера, Цукерберга и Брина. Нужно было сделать научно-популярное видео на английском языке. Довольно сложная задача, учитывая что соревноваться приходится со всем остальным миром. Кирсанов имеет все шансы на победу. Он в топ 15 участников. Красивая история, с которой любой вуз будет рад принять его к себе. Ему даже деньги из гранта не нужны будут и в конкурсе побеждать уже не обязательно.
Так вот, я в 17 лет сидел и играл в компьютерные игры. Был махровым таким прогеймером. И не думал о том, что мне куда-то нужно поступать. О названиях типа Гарварда или MIT я слышал только из кино, но представления не имел что они значат. И да, у меня был набор таких же суждений о школе, домашнем задании и мире в целом, но это почему-то не звучало достаточно убедительно.
Откуда это берется? Не может же семнадцатилетний подросток в мире современных соблазнов поставить четыре тома внутриклеточной биологии выше чем поток мемов из вконтакта и самостоятельно прийти к решению отписаться от всех сообществ. В семнадцать лет ты сам одноклетночное. Что за сверх-разум тобой управляет, Артем? И почему этот гриб не вселился в меня?
Проблема взросления
Одно из самых главных разочарований взрослой жизни, с которым я столкнулся — это постепенное обретение мудрости вследствие необратимого процесса взросления. Рефлексируя на свое прошлое, ты понимаешь сколько времени ты откровенно всрал. Начиная класса с 9 и до последнего курса ВУЗа, лично я, провел в интеллектуальном анабиозе. Пока реальность насильно не вытащила меня и не заставила активно перебирать ногами.
Возвращаясь к своему вопросу, откуда все это берется? Может от родителей?
Нам дают только маленькое окошко в семью Артема, через которое мы видим:
«Мама постоянно говорит, мол, вдруг в последний момент политическая ситуация ухудшится и, например, меня депортируют. Или поступишь в университет, а визу не дадут. Чтобы всегда был запасной вариант, чтобы всегда можно было вернуться и поступить, например, в МГУ».
Вы чувствуете это? Никакой истерики. Есть сценарии, есть риски, есть митигирующие решения. Все. Не «подлое кровавое государство со своей недальновидной политикой», а политическая ситуация. Этой семье до фонаря кто управляет государством и какие расследования постит условный навальный. Они понимают правила игры и делают все разумное, чтобы в этой игре преуспеть. Без лишних эмоций и рефлексии. Во всяком случае мне хочется верить, что это прямая спокойная речь, а не безжалостная редактура.
Как создать такую мощную мотивацию своему ребенку? Я не хочу умалять твоих достижений, Артем, но блин, я хочу поговорить с твоими родителями. Почему-то мне кажется, что там ключ ко всем дверям.
Боль и куча вопросов
А как вам наши школьники, запускающие спутники? Я про таких много знаю. Актив таких ребят в стране около 3-4 тыс.человек. Реализуют ли они НТИ в итоге? Или среда их все же убьет…
На самом деле, среда никого целенаправленно не убивает. Она сложная, но точно не направлена на «загубить талант».
Вопрос именно в том что она сложная для понимания и мало взрослых помогает молодым и туповатым (про себя 17-летнего говорю прежде всего) в ней разобраться. Понять правила игры, расставить приоритеты, помочь НОРМАЛЬНЫМ советом, а не мотивашккми типа «давай не сдавайся». И когда такое встречается, как в случае с Артемом, мы смотрим на это, как на какого-то уникума, гения. Почему? Потому что сами взрослые не хотят разбираться? Или дело не в родителях?
Школа — очень как раз про загубить, но рефлексируется это мало кем. А так да, пространство, где твои идеи востребованы и ты можешь применить химию и физику для разработки реально нужного промышленности изделия уже в 17 — только создаются, но вещь эта еще элитарная. Для масс придумали ЦМИТы в районах, и они по чуть-чуть идут туда.
Дело мне кажется в моде — сейчас становится модным инженерить, кодить, быть maker. Делать проект со взрослыми. В общем сообщества круче родителей мотивируют:)
Откуда современные школьники берут вдохновение и мотивацию появиться в первый раз в этих maker-спейсах или что-то сделать своими руками в принципе?
Очень многое зависит от педагогов — учителей в школе, наставников в таких кружках. Если они в теме, разбираются в технологиях, в последних трендах, знают и про научную сторону и бизнесовую, с горящими глазами — ребята начинают верить, что преград нет и их за уши не оттащишь. Мало таких, достаточно ли или нет — ответить сложно, нужно верную числовую модель проектировать, тк у нас не та экономика, чтобы потом множество крутых школьников нормально утилизировать — уедут. Но и печаль не в этом, а в том, что субъектов, созданных, чтобы такие стратегические модели создавать на развитие — нет. Все в оперативке. Но наставников сейчас плодят активно. От балды)