Ферстаппен, Хэмильтон, FIA. Чемпионский титул достался Максу. Потому что у него не было другого выбора.

В прошедшее воскресенье закончился очередной сезон Формулы 1. Это была самая непредсказуемая концовка. Она чем-то напоминает 8 сезон Игры престолов. Сначала все хорошо, а в конце сценаристы сильно лажают и у зрителя остается больше вопросов, чем ответов. 

Я обожаю Формулу 1. Потому что в ней много параллелей с моей работой. Правда одной любви явно мало для того, чтобы давать какие-то комментарии и претендовать на правду. Но во-первых, кто меня остановит? А во-вторых, будет все равно лучше, чем у Алексея Попова. 

Что произошло?

Краткий пересказ событий последнего гран-при. Льюис Хэмильтон и Макс Ферстаппен подходят к финалу с равным количеством очков. Это настолько редкое событие, что последний раз оно было практически никогда. И титул решается в гонке. Кто первый, тот и чемпион. 

Старт, после первого поворота и до последнего круга Льюис везет Максу от 17 до 12 секунд спокойно клепая лучшие круги гонки. За несколько кругов до финиша Латифи разбивает свой Вильямс и на трассу выезжает машина безопасности. Макс тут же сворачивает в боксы меняет комплект жесткой резины на свежую мягкую и через несколько круговых машин пристраивается за Хэмильтоном. Через какое-то время дирекция гонки принимает решение вернуть часть машин, которые были между Хэмильтоном и Ферстаппеном в круг лидеров, тем самым поставив машины лидеров чемпионата вплотную друг к другу. Происходит рестарт за 1 круг до конца гонки и Макс уверенно уезжает от Льюиса. Разница по резине слишком велика. Ферстаппен чемпион мира 2021 года.

  • Последний круг, по традиции нельзя вставить с ютуба, поэтому прошу по ссылке: https://youtu.be/MTe12fH2xtQ

У них была какая-то тактика и они ее придерживались

Я болею за Хэмильтона с 2012 года. И как бы мне не хотелось удариться в рефлексию о том, что Максу подыграли в очередной раз, как и в предыдущих гонках сезона, я постараюсь этого не делать и выстроить единственный кейс за Ферстаппена. 

Современная Формула 1 довольно сложный вид спорта. Кроме самой машины, команды много работают с тактическим моделированием, выбирая лучшие варианты стратегии, шин, темпа. Картина гонки постоянно меняется. Каждый круг приходят новые вводные и анализируются новые сценарии.

За 10 кругов до финиша преимущество Льюиса было настолько огромным, что Ферстаппен мог выиграть только при двух сценариях. Если Хэмильтон разобьет свою машину (или будет тех. сход) или если будет машина безопасности, которая уберет дистанцию между машинами на 1 и 2 позиции. 

Ред Булл это понимает. Они также понимают, что одной машины безопасности мало. Чтобы объехать мерседес им нужен более зацепистый комплект резины. Поэтому при первой же возможности Ферстаппену обновляют хард. Он совершает питстоп без потери позиции, уже в середине гонки надеясь на пейс кар. Хард меняют на хард, потому что любого другого комплекта до конца не хватит. 

Потом долго ничего не происходит. Зато, когда происходит Ред Булл уже готов. Латифи врезается в стену. Выезжает машина безопасности. Рестарта может и не быть, все зависит от времени, которое уйдет на очистку трассы. Гонка могла так и закончиться за машиной безопасности. Но это единственный шанс и Ред Булл им пользуется. Макса сразу зазывают в боксы. 

В это время такой же анализ должен был идти в Мерседесе. Их картина гонки идентична. Единственное, что может помешать Льюису взять титул — это машина безопасности. Но, либо они пропустили этот риск, либо после определенного круга посчитали, что рестарт невозможен. Результат такой логики мы знаем.

Что можно было сделать по-другому?

В альтернативном сценарии, при первом сообщении о машине безопасности, Льюис должен был первым заезжать в боксы за свежим софтом и атаковать Макса, который, возможно, остался бы на трассе со старым хардом. Макс тоже мог заехать на питстоп и тогда Хэмильтон был бы в равных условиях в момент рестарта.

Но эта тактическая ветка несет высокие риски для Хэмильтона, хотя бы потому, что чуть выше мы решили, что есть существенная вероятность, что гонка закончится за машиной безопасности.

То есть у Макса не было выбора. Только единственный мизерный шанс, который может реализоваться при самом благоприятном стечении обстоятельств. А у Льюиса, который лидирует в гонке, вариантов было гораздо больше и выбирать нужно было самый рискованный. 

Мы знаем, чем все закончилось. И нам довольно легко рассуждать. В реальном мире, я бы поступил точно так же, как и Хэмильтон со своей командой. Буквальное прочтение правил и то, как они были применены дает нам двух разных чемпионов мира 2021 года. У Мерседеса были все основания считать свой сценарий более вероятным. Но не единственным возможным. 

Практику на заметку

Все это приводит нас, как всегда, к практическим выводам, которые полезны не только в Формуле 1.

В высококонкурентной среде:

  1. Нужно постоянно готовить план действий на случай самого негативного развития событий.
  2. С точки зрения принятия решений, догонять проще, чем лидировать и обороняться. Меньше вариантов, проще выбор, нечего терять. 
  3. В любой системе есть источник ее будущего разрушения. В любых правилах есть путь их обхода. Всегда нужно учитывать, что правила будут применены самым негативным для вас образом. 
  4. Хорошая драматургия часть хорошего бизнеса. Люди любят интересные истории и когда у тебя в руках все нужные ингредиенты, ты должен их смешать и смотреть что получится. Даже если это находится на грани справедливости. 

В конечном итоге мой прогноз, что Макс останется чемпионом мира 2021 года. А нас ждет уже следующий сезон. Ожидания высоки, как никогда.