Что такое радикализация выбора и как она влияет на нас сегодня?

Провел неделю в Германии в European School of Management and Technology. ESMT один из лучших европейских институтов. И что мне особенно нравится — они регулярно приглашают разных людей для проведения открытых лекций. Кто-то рассказывает о политике и радикализации выбора, а кто-то о том, как построить карьеру партнера в Goldman Sachs. И на все лекции, что видел, приходил полный зал народу.

Одним из лекторов был Mohamed El-Erian. Египтянин американского происхождения, Chief Economic Advisor компании Allianz и CEO инвестиционной компании PIMCO. Но самое примечательное — то, что он был председателем Global Development Council при Бараке Обаме — советом, который консультировал президента по вопросам экономического развития.

Посыл таков: рост экономики в развитых странах замедлился. Требуются структурные реформы. Но их никто не проводит, потому что те, у кого в руках есть все инструменты — парализованы политическим процессом. Знакомый контекст, не правда ли?

Но поскольку экономика и политика не всем интересны, я расскажу о другой мысли, которую господин El-Erian старался донести.

Радикализация выбора приводит к радикализации решений

Раньше мир был более предсказуем. В каждом отдельном отрезке времени вы с довольно большой степенью точности могли предсказать какой будет ваша жизнь в следующие 1-2 года.

Но изменения последних 5-10 лет коренным образом меняют то, как люди подходят к принятию решений, а это в свою очередь затрагивает все, без исключения, сферы нашей жизни.

Одним из таких примеров служит политических процесс. Вот небольшая схемка.

радикализация выбора
Радикальные идеи имеют большую поддержку

Раньше, перед избирателями был довольно простой диапазон решений. Все они, хоть и казались разными — по сути сильно друг от друга не отличались, потому что все они лежали в умеренной плоскости продолжения вектора предыдущих руководителей администраций. Вероятность выбора умеренной идеи была максимальной. Радикальные (крайне правые или левые убеждения) оставались в хвостах нормального распределения (часть 1, картинки выше).

Сегодня все изменилось. Благодаря новым медиа, отсутствия общей национальной идеи, в силу сложившихся обстоятельств — лидеры общественных мнений занимают все более радикальные позиции с целью более ярко дифференцировать себя, создать вокруг себя племя преданных последователей.

Лидеры общественных мнений занимают все более радикальные позиции с целью более ярко дифференцировать себя

Радикальные идеи более заметны и за ними легче следовать, и вероятность их принятия (часть 2, картинки выше) становится выше. Но не только это страшно — страшно то, что на другом конце диапазона вырастает точно такая же альтернативная радикальная позиция.

Как радикализация выбора влияет на бизнес?

Когда мы видим такое распределение (часть 2, картинки 1) вероятностей — мы понимаем, что самое страшное, для бизнеса, не в радикальной природе идей. Самое страшное в том, что вероятность принятия того или иного решения — одинакова. А последствия существенно отличаются.

Если раньше бизнес в той или иной степени был готов к любому развитию событий, потому что эти события были предсказуемы и к ним можно было подготовиться — то сегодня не понятно к чему, собственно, готовиться.

А значит все меньше проверенных рецептов будет работать. То, что работало в предыдущие десятилетия будет протестировано в предстоящие.

Как бизнесу жить в наступившем времени радикальной неопределенности?

Еще быстрее, еще умнее

Когда за тобой гонятся — беги быстрее. Угадывать и предсказывать становится труднее, ведь вероятность того или иного исхода сегодня — это 50 на 50. Поэтому вместо того, чтобы тратить силы на угадывание — имеет смысл закладывать в свои бизнес-процессы и в свою стратегию возможность в нужный момент бежать быстрее или активнее маневрировать.

Но сказать это проще чем сделать. Особенно для крупных компаний. Ведь выбором действительно крупных компаний всегда было непосредственное влияние на конечные решения, лоббирование и участие в формировании среды. Поэтому быть гибким и быстрым — это не заложено в природе таких компаний. И это абсолютно нормально.

Используйте канаты

В истории бокса особое место занимает поединок Мохаммеда Али и Джо Фрейзера — Триллер в Маниле. Фрейзер был в прекрасной форме, перед боем все обсуждение сводилось только к тому в каком раунде он нокаутирует Али. Его ударная техника была превосходна, он был быстр и ловок. Ему достаточно было прижать оппонента в углу, и победа была ему гарантирована.

Али был тяжелее оппонента, но преимущество в весе не делало его фаворитом в этой схватке, потому что ему пришлось бы постоянно уклоняться от ударов Фрейзера и стараться не быть зажатым в угол.

У Али был свой план на бой. Вместо того чтобы изматывать себя постоянными маневрами — он дал себя прижать к канатам. Мощные удары проходили один за другим, но Али не падал.

Сегодня эту технику знают все боксеры. Когда ты прижат к канатам — импульс от удара в корпус переходит в канаты и дальше в ринг. Ты не ощущаешь всей его силы, ты словно становишься частью большей структуры. Нокаутировать целый ринг — задача, которая оказалась не под силу даже Фрейзеру.

Автор лекции, приводя этот пример, говорил больше о людях и о том, какие трудности ждут социум в предстоящие годы и как можно защитить себя. Но мне кажется аналогия с бизнесом тут так же уместна.

Большим компаниям, у которых из преимуществ есть вес и опыт — вместо того, чтобы пытаться внезапно сесть на диету и вырабатывать ловкость и скорость — имеет смысл задуматься о том, чтобы работать над своей способностью держать удар.

Как это сделать? Есть масса механизмов, которые сегодня, принято считать устаревшими и не шибко популярными. Но таковы времена. Нужно увеличивать свой balance sheet, мыслить в долгосрочной (действительно долгосрочной, а не 1-3 года) перспективе, держать и вознаграждать талант, быть готовым к негативным внешним факторам и сопутствующим потерям, иметь низкую кредитную нагрузку, быть готовыми к бурным инвестициям в удобный момент, страховать себя и иметь в себе смелость не быть умными только “задним умом”.

Ставки для крупных компания высоки как никогда. Времена политических стрессов и постоянных «disruption» от наглых и дерзких стартапов настали для всех, без исключения, индустрий. Настало время радикальной неопределенности.

Оригинал этой заметки был впервые написан в моем LinkedIn.

Данный текст отражает только мнение автора и может не совпадать с позицией его работодателя.