Неопределенность

Настроение в индустрии сейчас можно описать только одним словом — царит неопределенность.

Что говорят в индустрии

Бернард Луни, CEO BP, накидывает несколько очевидных мыслей по поводу того, что дальше произойдет с нефтяной индустрией.

Мы помним, что нефть это соль. А с насильственным распространением удаленной работы, очевидно, некоторым компаниям такая схема подойдет.

“It’s not going to make oil more in demand. It’s gotten more likely [oil will] be less in demand,” Mr Looney said, noting that use of technology that enables remote working, cutting the need for travel, could persist. 

“I don’t think we know how this is going to play out. I certainly don’t know,” he said. “Could it be peak oil? Possibly. Possibly. I would not write that off.”

Если вам кажется, что Луни немного не уверен в себе, то это нормально. Все, кто сейчас уверенно говорит, как дальше будут разворачиваться события — не понимают всей сложности ситуации.

Те же мысли высказывает CEO Shell Бен ван Берден.

Lifestyles will probably “be altered for some time to come, whether that is because of the economic bandwidth that people will have or businesses will have, or whether it is because of attitudes,” Van Beurden said. “We do not expect a recovery of oil prices or demand for our products in the medium term,” he said later in a press briefing.

Представьте, что вы планировали плавно направлять деньги от нефти и газа на возобновляемые источники энергии, чтобы потихоньку менять фокус в самой консервативной индустрии. И тут ваш источник кэша мгновенно заканчивается. Наверное, это не приятно. 

“Will demand ever go back to where it was? That is hard to say,” Van Beurden said, acknowledging that the likelihood of oil peaking this decade “has indeed gone up” amid the market turmoil. “We live in a crisis of uncertainty at the moment; we don’t know what is on the other side.”

Что поменялось в этот раз?

В этом кризисе есть интересный нюанс, о котором говорят наши CEO выше. Падение спроса связано с изменением в образе жизни и привычках потребителей. Эти изменения вынужденные. И нефтяные компании не понимают, сколько этого спроса вернется на рынок.

IEA оценивает, что половина потенциального спроса находится под давлением карантинных или изоляционных мероприятий (график выше). Много людей и компаний сейчас примеряют на себя новый образ жизни и способ работы. Некоторым может понравиться.

Что дальше?

Сейчас мы чуть лучше понимаем природу вируса и я думаю, что многие страны начнут откатывать жесткие меры ограничений. Получится ли пересидеть этот вирус? Я думаю, что отдельным людям — да. Городам и странам — нет. Не вирусолог, просто здравый смысл.

Какой путь дальше видится самым оптимальным. Навал Равикант с месяц назад высказал интересную идею.

Если коротко, то сажаем по домам всех, кто потенциально тяжело болеет и имеет серьезные последствия после перенесенной болезни. Остальных выпускаем на волю строить групповой иммунитет. 

Эта стратегия отвечает интересам государств и крупных компаний, в первую очередь. Поэтому мне это видится как наиболее реальный путь вперед.