Почему-то вспомнился мой первый контакт с Китаем, как с государством. Год назад я купил чемодан с жесткими стенками. Чтобы его всегда можно было быстро найти на ленте я стал украшать его наклейками, которые удавалось зацепить в поездках.
Пара стикеров мне особенно нравились. Например пародия на Трамповский «Make America Great Again» от #tceh и FSOCIETY сделанная как отсылка к Andre the Giant Has a Posse от Фейри Шепарда.
И вот так он выглядел после того, как его выгрузили на ленту в аэропорту в Шанхае.
Пропали стикеры: FSOCIETY, Хайзенберг и наклейка с якорем «Эстония».
FSOCIETY и 50 отенков самоиронии
Это была самая понятная пропажа. Здесь много отсылок, которые говорят о полной несерьезности этого стикера. Но не зная этих отсылок, легко принять его за что-то с экстримистским подтекстом.
Маска на стикере является частью сериала Mr. Robot. Появляется она из любимого фильма Эллиота: The Careful Massacre of the Bourgeoisie и используется как символ группировки FSOCIETY.
Судя по фанатскому лору, изображение маски основано на Rich Uncle Pennybags — маскоте игры Монополия.
Эти два образа собраны воедино. В The Careful Massacre of the Bourgeoisie человек в маске приходит и потихоньку убивает людей, живущих в буржуазном излишестве. Группировка FSOCIETY берет этот образ и использует его в своем походе против E Corp (мега-корпорация, которая по сериалу, контролирует все важные аспекты жизни людей).
Что в свою очередь является полной аналогией того, как использовалась маска Гая Фокса, ставшая популярной у Анонимусов после комикса и фильма «V — Значит Виндетта».
Первая часть пазла собрана. Идем дальше.
Маска Mr. Robot вписана в стиль другого известного произведения современного искусства, а именно в стикер Andre the Giant has a Posse.
В поздней интерпретации, ставший популярным образ, был перерисован со словом OBEY.
Если пропустить раннюю историю кампании, то в конечном итоге данный стикер сводился к критике пропаганды от государства. Отсюда и саркастичное OBEY, то есть «подчиняйся».
Авторы моего стикера очень удачно совместили эти два образа, чтобы создать с одной стороны очень глубокий и многомерный образ, при этом пошутив над шуткой. Что в конечном итоге, любой протест становится частью мейнстримовской культуры и теряет свою силу и символичность. Сегодня OBEY — это довольно массовый бренд одежды. А Mr. Robot это сериал, где китайские хакеры представлены чуть ли не всемогущими.
На заметку
Понимал ли китайский досмотр всей глубины иронии данной наклейки нам не узнать. Может быть понимал и переклеил себе на ноутбук. Или принял меня за сторонника Анонимусов, досмотрел вещи, пробил по базам данных и ничего не обнаружив просто убрал символику «от греха подальше».
При худшем развитии событий, я не исключаю, что в таком государстве как Китай, мне бы пришлось долго объясняться. И экскурс в современный западный фольклор мог бы и не помочь. Ведь в каждой шутке, есть доля шутки. Аккуратнее с такими вещами.